АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАКЦИИ НА ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА

АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАКЦИИ НА ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА

Авторы Козина Жаннета Леонидовна
http://orcid.org/0000-0002-5039-4517
Zhanneta.kozina@gmail.com
Харьковский национальный педагогический университет
ул. Артема 29, г. Харьков, 61002, Украина

Ермаков Сергей Сидорович
http://orcid.org/0000-0002-5039-4517
sportart@gmail.com
Университет Казимира Великого
ул. Ходкевича 30, г.Быдгощ 85-064, Польша

Аннотация Цель: выявить объективные и субъективные характеристики особенностей проявления страха высоты у студентов с разными свойствами нервной системы. Материал. В исследовании приняли участие 10 студентов 18-19 лет, не занимавшиеся спортом. Студенты выполняли упражнение - прохождение навесной переправы в пешеходном туризме. Данное упражнение дает субъективное восприятие высоты и создает искусственные условия для возникновения страха. Упражнение выполнялось с соблюдением всех норм безопасности и в сопровождении опытного инструктора. Использовался кластерный и дискриминантный анализ. Результаты. Показана возможность деления на группы людей по показателям функциональных сдвигов в экстремальной ситуации в сочетании с показателями психофизиологических возможностей и свойств нервной системы. Выявлено, что наиболее значимыми показателями для распределения студентов на группы по индивидуальным типологическим особенностям являются скорость и точность прохождения психофизиологических тестов с разными режимами подачи сигналов и функциональные сдвиги перед выполнением упражнения экстремального характера. Выводы. Выявлено, что у студентов с сильным типом нервной системы частота сердечных сокращений перед выполнением упражнения экстремального характера достоверно меньше, чем у студентов с слабым типом нервной системы. Субъективные ощущения страха перед выполнением экстремального упражнения также достоверно ниже у представителей сильного типа нервной системы.
Ключевые слова студенты; страх; анализ; кластерный; дискриминантный;
Ссылки Алексеев В.М. Субъективная и физиологическая оценка напряженности глобальной и региональной физической нагрузки / Алексеев В.М., Ружинская Ж.Л. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 4. - С. 148-151.

А.с. № 39679 Комп’ютерна програма «Психодиагностика» / Козіна Ж. Л., Барибіна Л.М., Коробєйніков Г.В., Міщенко Д. І., Цикунов О. А., Козін О. В.; заявка від 10.06.2011.

Бююль Ахим. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. /Ахим Бююль, Петер Цефель - СП.: ООО «ДиаСофтЮП», 2001. - 608 с.

Веревочные парки как средство повышения двигательной активности учащейся молодежи / Козина Ж.Л., Козин С.В., Антонов О.В., Гринь Л.В. // Физическое воспитание студентов. 2011. - №. 6. - С.40-45.

Ермаков С.С. Информационные аспекты здоровья и здорового образа жизни в электронном научном пространстве /Ермаков С.С. // Валеологія: сучасний стан, напрямки та перспективи розвитку / Матеріали ІІІ міжнародної науково-практичної конференції, квітень 2006 р., м. Харків. - ХНУ, 2006. - Т. 2. - С. 59-65.

Ермаков С.С. Информационное обеспечение преподавания лечебной физической культуры в гуманитарных вузах / Ермаков С.С. // Роль физической культуры, спорта и здоровьезберегающих технологий в подготовке специалистов /международная научно-методическая конференция. - Белгород, БГТУ. - 2006. - С. 100-106.

Зайцев В.П. Физическая рекреация в структуре активного отдыха студентов /Зайцев В.П., Прусик Кристоф, Ермаков С.С. // Физическое воспитание студентов. 2011. - №1. - - C. 68-77.

Кашуба В.А. Современные подходы к здоровьесбережению студентов в процессе физического воспитания / В.А. Кашуба, C.М. Футорный, Е.В. Андреева // Физическое воспитание студентов. - 2012. - №7. - С. 50-58.

Козина Ж.Л. Анализ и обобщение результатов практической реализации концепции индивидуального подхода в тренировочном процессе в спортивных играх / Ж.Л. Козина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн. трудов под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). - 2009. - № 2. - С. 34-47.

Козина Ж.Л. Научно-методические пути индивидуализации учебно-тренировочного процесса в спортивных играх / Ж.Л. Козина // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях // Сборник статей под ред. Ермакова С.С. / Харьков: ХГАДИ. - 2005. - С.188-191.

Козина Ж.Л. Система индивидуализации подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Монография / Ж.Л. Козина. - Lambret Academic Publishing Russia. - 2011. - 532 с.

Козина Ж.Л. Методологические основы взаимоинтеграции научных знаний в области физического воспитания и спорта и смежных наук / Козина Ж.Л. // Физическое воспитание студентов. 2012. - №. 2. - С.41-46.

Козина Ж.Л. Взаимосвязь субъективных и объективных параметров физической нагрузки в баскетболе / Козина Ж.Л. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. 2000. - №7 - С.43-46.

Коробейніков Г.В. Особливості функціональних станів нервової системи у спортсменок - гандболісток високої кваліфікації / Г.В. Коробейніков, Л.Д. Коняєва, Г.В. Россоха // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2004. - N 24. - С. 22-31.

Коробейников Г.В. Психофизиологические механизмы умственной деятельности человека: Моногр. / Г.В. Коробейников; Киев. нац. ун-т им. Т.Шевченко. - К., 2002. - 124 с.

Лизогуб В.С. Індивідуальні психофізіологічні особливості людини та професійна діяльність / В.С. Лизогуб // Фізіологічний журнал. - 2010. - Т.56, №.1. - С. 148 - 151.

Макаренко Н.В. Методика проведення обстежень та оцінки індивідуальних нейродинамічних властивостей вищої нервової діяльності людини / Н.В. Макаренко // Фізіологічний журнал.-1999.- Т.45, №.4 - С. 125-131.

Носко М.О. Теоретико-методичні аспекти зміцнення фізичного здоров’я учнівської та студентської молоді / Носко М.О., Єрмаков С.С., Гаркуша С.В. // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету імені Т.Г.Шевченка. Серія: педагогічні науки. Фізичне виховання і спорт. 2010. Вип. 76. - С.243-247.

Особенности физического развития, физической подготовленности и функционального состояния юношей и девушек - студентов польских высших учебных заведений. /Прусик К., Прусик К., Козина Ж.Л., Ермаков С.С. // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 1. - С. 54-61.

Программа «Психодиагностика» как средство определения психофизиологических особенностей и функционального состояния в физическом воспитании студентов / Козина Ж.Л., Барыбина Л.Н., Мищенко Д.И., Козин А.В. // Физическое воспитание студентов, 2011. № 3. - С. 56-60.

Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия / Щербатых Ю.В. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 416 с.

Biomechanics: theory and practice / Volodymyr Adashevsky, Sergii Iermakov, Krzystof Prusik, Katarzyna Prusik, Karol Gorner. - Gdansk, Zdrowie-Projekt. - 2012. - 184 p.

Borg G. Psychophysical bases of percieved exertion. Medicine and Science in Sports and Exercise. - 1982. - № 14. - Р. 377-381.

Chao-Chien Chen. The impact of rope jumping exercise on physical fitness of visually impaired students / Chao-Chien Chen, Shih-Yen Lin // Research in Developmental Disabilities, 2011, Volume 32, Issue 1, pp. 25-29.

Cieślicka M. State building somatic and motor abilities in kids practicing tennis on prebasic training / Cieślicka M., Napierała M., Zukow W. // Health - the proper functioning of man in all spheres of life, (red.) M. Hagner-Derengowska, W. Zukow, Bydgoska Szkoła Wyższa, Bydgoszcz. 2012, pp. 173 - 184.

Cieślicka M. The somatic build of lightweight rowers / Cieślicka M., Napierała M. // Medical and Biological Sciences. 2009, no. 23/3, pp. 33 - 38.

Discriminant analysis in classification of motor fitness of 9-11 forms’ juniors / Ivashchenko O.V., Yermakova T.S., Cieślicka M., Śukowska H. // Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015. 15(2), Art 37, pp.238 - 244.

Forzoni R. ‘Personal motivational videos: so where’s the downside?’ / Forzoni R. - The Sport and Exercise Scientist, 2006. 7. - pp. 10-11.

Frank Hookin Fu. An overview of health fitness studies of Hong Kong residents from 2005 to 2011 / Frank Hookin Fu, Linxuan Guo, Yanpeng Zang // Journal of Exercise Science & Fitness, 2012. Volume 10, Issue 2, pр. 45-63.

Gonzalez S. P. The influence of simulated ‘pep talk’ on athlete inspiration, situational motivation, and emotion’ / Gonzalez S. P., J. N. Metzler, M. Newton. // International Journal of Sports Science and Coaching, 2011, 6 (3), pp. 445-459.

Kovářová Lenka, Pánek David, Kovář Karel, Hlinčík Zdeněk. Relationship between subjectively perceived exertion and objective loading in trained athletes and non-athletes. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015. 15(2), Art 29, pp.186 - 193.,.

Loewenstein V. R. Handbook of Sensor. Physiology. Principles of Receptor Physiology. - Berlin-Heidelberg-New York, Springer. - 1992. - pp. 46-49.

Loren L. Toussaint. A Mind-Body Technique for Symptoms Related to Fibromyalgia and Chronic Fatigue / Loren L. Toussaint, Mary O. Whipple // EXPLORE: The Journal of Science and Healing, 2012, Vol. 8, Issue 2, pp. 92-98.

Mikael Bäckström. Sports Technology Education at Mid Sweden University /Mikael Bäckström, Mats Tinnsten, Andrey Koptyug. Procedia Engineering, 2013, Vol. 60, pp. 214-219.

Organizational conditions of healthy lifestyle promotion for arts students / Hribovska Iryna, Danylevych Myroslava, Ivanochko Victoria, Shchur Lydia // Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015. 15(2), Art 34 pp. 218 - 224.

Paul R. Medwell. Analysis of the Lawn Bowl Trajectory as a teaching tool for Sports Engineering: development of a graphical user-interface /Paul R. Medwell, Laura A. Brooks, Barry S. Medwell // Procedia Engineering, 2011, Volume 13, pp. 531-537.

Paul R. Medwell. Developing sports engineering education in Australia / Paul R. Medwell, Paul N. Grimshaw, Will S. Robertson, Richard M. Kelso // Procedia Engineering, 2012, Volume 34, pp. 260-265.

Prusik Katarzyna. Indexes of physical development, physical preparedness and functional state of polish students / Prusik Katarzyna. Iermakov SS Kozina Zh. L. // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2012. - № 12. - pp. 113-122.

Self-determination and framing / An Interactionist Perspective on Self-Determination Theory: Place for Framing in AutonomySupport. - Reginald Xi Wang. - New York University. - 2013. - 200 p.

Shiloh S. Individual differences in rational and intuitive thinking styles as predictors of heuristic responses and framing effects / Shiloh S., Salton E., Sharabi D. //Personality and Individual Differences. - 2002. - 32. - pp. 415-429.

Thomas A. K. Reducing the framing effect in older and younger adults by encouraging analytic processing / Thomas A. K., Millar P. R. // The Journals of Gerontology, Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. - 2012. - 67. - 2. - pp. 139-149.

Vargas T. M. Athletes’ perceptions of the psychological emotional, and performance effects of coaches’ pre-game speeches’ / Vargas T. M., Short S. E. //International Journal of Coaching Science. - 2011. - 5 (1). - pp. 27-43.

страницы 10-19
номер 3
год 2015
doi: http://dx.doi.org/10.15561/20755279.2015.0302
Название журнала Физическое воспитание студентов
статья PDF, полный текст
журнал HTML, содержание номера
Библиография Козина Ж.Л.,  Ермаков С.С.,  АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАКЦИИ НА ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА // Физическое воспитание студентов. - 2015. - № 3. - С. 10-19. http://dx.doi.org/10.15561/20755279.2015.0302
License Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License , которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи.